Одной из главных тем очередного заседания Президиума Обкома Областной организации г. Минска и Минской области Белорусского профессионального союза работников отраслей промышленности «БЕЛПРОФМАШ» стала готовность организаций и предприятий к работе в осенне-зимний период 2021–2022 годов.
Технической инспекцией труда нашего профсоюза отмечено, что уже на протяжении ряда лет работа организаций и предприятий в осенне-зимний период осуществляется в режиме жесткой экономии ресурсов. Отопление цехов, бытовых и административных помещений используется ограничено, температура воздуха на рабочих местах, в гардеробных помещениях не всегда соответствует нормативным требованиям. Ухудшение условий труда обоснованно вызывает недовольство и жалобы людей. Несоблюдение температурного режима как в зимний, так и в летний периоды ведет к снижению производительности и ухудшению условий труда и может создавать предпосылки для несчастных случаев на производстве.
Заслушав и обсудив информацию технической инспекции труда, Президиум Обкома Областной организации г. Минска и Минской области Белорусского профессионального союза работников отраслей промышленности «БЕЛПРОФМАШ» отметил, что нынешней осенью по представленным сведениям организации и предприятия в основном своевременно завершили подготовку к работе в осенне-зимний период. Это касается не только производственных зданий, но и объектов социальной сферы, находящихся на балансе предприятий.
Отопительный сезон 2021–2022 годов начался в непростой экономической ситуации, которая требует эффективности общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда, поддержанием температурного режима на рабочих местах, за безопасной эксплуатацией оборудования и транспортных средств. Руководителями организаций с участием профсоюзных комитетов проанализирован прошлый отопительный период, и с учетом предложений работников и коллективных договоров разработаны мероприятия с жесткими сроками реализации до начала отопительного сезона, планы по ремонту зданий и сооружений, энергетического хозяйства. Произведены опрессовка и промывка систем теплоснабжения, тепловые пункты укомплектованы электроприборами учета, выполнены ревизия запорной и регулирующей аппаратуры, оборудования и трубопроводов, наружного уличного освещения, чистка и стирка утепленной спецодежды. В соответствии с планами приобреталось необходимое оборудование, закупались строительные материалы. Итоги всей проделанной работы подтверждены паспортами готовности потребителя тепловой энергии к работе в осенне-зимний период.
Организован постоянный контроль за показателями температурного режима с информированием профсоюзных комитетов. В случае невозможности его соблюдения на рабочих местах предусмотрено предоставление дополнительных оплачиваемых перерывов. Назначены ответственные за выполнение мероприятий по подготовке к зиме. Созданы комиссии по подготовке к осенне-зимнему периоду, в которые включены председатели профкомов или их заместители, общественные инспекторы труда. Кроме того, на всех предприятиях и в организациях приняты и действуют профилактические меры против коронавируса COVID-19.
Профкомам рекомендовано в течение отопительного периода обеспечить общественный контроль за соблюдением температурного режима в административных, производственных, санитарно- бытовых помещениях и на рабочих местах; за состоянием проезжей части внутризаводских территорий и пешеходных дорожек, кровель, своевременной их чисткой от снега. Необходимо регулярно рассматривать на расширенных заседаниях профкомов с приглашением ответственных должностных лиц нанимателя ход выполнения мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективным договором, а также мероприятий по подготовке к работе в осенне-зимний период.
Председатели профкомов, профсоюзный актив вправе требовать от нанимателя обеспечения работников утепленной специальной одеждой и обувью, оборудования комнат для отдыха и обогрева, использования незапрещенных точечных обогревательных приборов (печей, тепловентиляторов и др.), а также регламентировать время работы во вредных условиях. При пониженных температурах, когда допустимые значения параметров микроклимата невозможно установить из-за технологических требований к производственному процессу или экономически обоснованной нецелесообразности, микроклиматические условия должны рассматриваться как вредные (п. 12 Санитарных норм и правил. Требования к микроклимату рабочих мест в производственных и офисных помещениях, утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 30.04.2013 N 33). А за работу во вредных условиях должны быть предусмотрены компенсации.
Учитывая все изложенное выше, профсоюзным комитетам следует обратить пристальное внимание на деятельность своих комиссий и общественных инспекторов по охране труда, принять меры для повышения эффективности общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда. А в случае непринятия нанимателем надлежащих мер по устранению в кратчайшие сроки выявленных отклонений и нарушений — ставить в известность техническую инспекцию труда Профсоюза «БЕЛПРОФМАШ», направлять результаты мониторингов в органы государственного санитарного надзора, Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Опыт показывает очевидное: приоритет сохранения здоровья работников и создания безопасных условий труда может быть обеспечен только совместными усилиями первичных профсоюзных организаций и нанимателей, взаимодействием общественных инспекторов по охране труда со службами охраны труда предприятий.