Оформление приема на работу
После заключения с руководителем организации в установленном порядке трудового договора (контракта) прием на работу оформляется приказом (распоряжением) нанимателя (ч. 4 ст. 25 ТК).
Новый руководитель организации издает приказ о приеме на работу.
Приказ (распоряжение) о приеме на работу руководителя организации оформляется аналогично приказам о приеме на работу других работников организации.
Однако при оформлении приема на работу руководителя организации на практике возникает ряд вопросов, поскольку руководитель организации обладает особым статусом, так как он выступает и как наемный работник, и как орган управления юридического лица, его представитель.
Существует мнение, что при приеме на работу руководителя организации нет необходимости издавать приказ, так как достаточным основанием для принятия на работу руководителя организации является протокол общего собрания участников, на котором они его избрали.
Вместе с тем законодательством четко установлено, что:
— прием на работу оформляется приказом (распоряжением) нанимателя (ч. 4 ст. 25 ТК);
— при приеме на работу в трудовую книжку вносятся сведения о приеме на работу (п. 26 Инструкции о трудовых книжках), а основанием для правильного оформления внесения записи в трудовую книжку о приеме на работу является приказ (распоряжение) нанимателя.
При этом такая запись должна соответствовать формулировке приказа (распоряжения) и вносится в течение 7 календарных дней после его издания (ч. 2, 3 п. 26 Инструкции о трудовых книжках).
Другие документы, например протокол общего собрания участников (членов), не названы в качестве оснований для внесения такого рода записей в трудовую книжку.
На основании принятых решений руководитель организации издает приказ в отношении самого себя и подписывает его (ч. 4 ст. 25 ТК).
Оформление приказов о приеме на работу руководителя организации (как и иных приказов и документов организации) осуществляется в соответствии с правилами делопроизводства. В унифицированных формах предусмотрено, что в приказах о приеме на работу текст излагается следующим образом: «ПРИНЯТЬ».
Оформление личного дела и трудовой книжки
После заключения трудового договора и издания распорядительного документа о приеме на работу формируется личное дело (п. 7 Инструкции о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников).
Пунктом 4 Инструкции о трудовых книжках предусмотрено, что трудовые книжки заполняются нанимателем (за исключением нанимателя-физлица) на всех работников, работающих свыше 5 дней, в том числе поступающих на работу впервые, если работа у данного нанимателя является для работника основной.
Так, если руководитель организации состоит в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного с ним трудового договора, то есть является работником (абз. 13 ч. 1 ст. 1 ТК), то на него также распространяется данная норма.
Основанием для внесения записи в трудовую книжку о приеме на работу является приказ (распоряжение) нанимателя (ч.2 п. 26 Инструкции о трудовых книжках).
Заполняет трудовую книжку лицо, ответственное за работу с трудовыми книжками. При его отсутствии запись в свою трудовую книжку руководитель организации как первое уполномоченное лицо нанимателя оформляет сам. Запись о приеме должна точно соответствовать формулировке приказа (распоряжения) (ч.3 п. 26 Инструкции о трудовых книжках).
Воинский учет
В организациях осуществляется персонально-первичный воинский учет по личным карточкам (ч. 1 п. 74 Положения о воинском учете, ч. 4 ст. 12 Закона о воинской обязанности).
Таким образом, на всех лиц, подлежащих воинскому учету, заполняется личная карточка воинского учета. Законодательство содержит форму личной карточки воинского учета военнообязанного (приложение 13 к постановлению N 5).
О приеме на работу руководителя организации, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, лицо, ответственное за воинский учет в организации, обязано сообщить в месячный срок в орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства (военкомат).
Смена руководителя
О смене руководителя организации незамедлительно уведомляется обслуживающий банк, небанковская кредитно-финансовая организация (ч. 5 ст. 200 Банковского кодекса), регистрирующий орган по месту нахождения организации.
На основании принятых решений руководитель организации издает приказ об увольнении в отношении самого себя и подписывает его.
Обращаем внимание, что, поскольку приказ (распоряжение) — правовой акт, издаваемый руководителем организации, для разрешения задач, стоящих перед организацией, практика подписания приказа об увольнении руководителя, например, председателем общего собрания акционеров (по аналогии с подписанием трудового договора) не соответствует законодательству. Таким образом, если увольняется руководитель, им же будет и подписан приказ об увольнении.